ВОЗВРАТ                                         

   
   
Январь 2016, №1     
 

       Эссе_________________________________________     
Александр Балтин
       

 

  

                                                     БЭБИ-БОКСЫ И МЫ

        Обсуждают всерьез - что лучше бэби-боксы или помойка…
Бэби-боксы - ящики в стенах - подошёл, сунул кулёк с младенцем, и - вперед, к свободной, счастливой жизни…
       Отец застрелил двух детей, объясняя, что нет денег их кормить.
       Всё всерьез, всё по телевизору…
       Коллекция наших душ - души-уродцы, души-коросты, души-искривленья.
      Никакого дракона не надо - он уже среди нас, в нас, над нами: такой вездесущий дракон, всех подчиняющий своим законам…
      Обсуждать надо иное - как можно довести страну до такого состоянья, что тема бэби-боксов становится естественной, и эксперт (шут его знает по каким вопросам) заявляет, что это лучше помойки.
      Ну да, лучше  как повешенье лучше, чем сожжение заживо.
      Когда нас сожгли заживо?
      И как, этого не заметив, мы продолжаем жить дальше?

               
                                    Черный вихрь  взъярившегося перца


      Деньги - эквивалент труда?
       Позвольте…
       Почему много работающий и немало печатающийся поэт нищ?
      Почему ученый, сделавший серьёзное открытие, живет на пенсию матери?
      И почему ничего важного не делающий безголосый эстрадный певун разъезжает на лимузине?
       Что-то не так в социуме с эквивалентами.
       …на заводе, в цеху - грохот, пыль, тяжелейшие условия, и зарплата - десять тыщ.
       …в телевизоре - пустая болтовня, озвучиванье чужих текстов, и двадцать тысяч долларов дохода.
       За выход.
       Деньги - черный вихрь взъярившегося перца, взрывающий мозги.
       Деньги, деньги.
       Воздух пропах ими…
       Не все ли просто?
       Отменить деньги, разумеется нельзя, это приведет ко всеобщему хаосу, но осознать, что распределение ложно, что общество не должно существовать для жирных котов - а сейчас оно существует только для них - стоит; и что же дальше?.. подвинуть жирных котов?
       Деньги усмехаются, скалятся, ржут.
       Ржут над вами - безденежные дураки.
       Мы будем править.
       Если бы было все просто, решение бы было найдено уже.
      Одного осознания, что все не так - не достаточно, нужны действия, а они будут блокированы тотчас - многочисленной обслугой этих котов.
       Круг замыкается.
       Все тонет в бездне извечной неправильности, и ощущение безнадежности сильно влияет на мысли и чувства…
       Черный вихрь взъярившегося перца продолжает разъедать мозги.


                                                         ХРОМОНОГАЯ МОРАЛЬ
 

      В перевернутом мире и плюс выглядит, как минус.
      Может ли быть спекулянт, ничего не производящий, ничем не управляющий - героем?
      Да, может, если главенствует инстинкт обогащенья, и социум подчинен ему.
      Может ли быть ростовщичество почетно? Ростовщичество - одно из самых смрадных занятий человечества? Да что вы…
      Но ведь банк - в сущности, глобальный ростовщик; а кто у нас в героях? Банкир…
      Могут ли растлителям давать ордена? Сколько угодно!
      Хромоногая, горбатая мораль таращится в глаза обществу, посмеиваясь над ним.
      Она не бывает хромоногой и горбатой!
      Она бывает - ложной.
      Что разумнее добра и естественнее помощи другому?
      Но над вами посмеются - добренький, значит лузер, неудачник…
      И барахтаемся как-то, жизнью сие состоянье считаем, думаем, что так и надо, так хорошо.
      Долго ли протянет социум, существующий на подобных принципах?
      Но подрастают новые поколения, и им вдалбливают, что спекуляция - это норма, что цель жизни - потребление и комфорт, что религия и церковь - одно и то же.
      Не верится, что подобное общество долговечно! Не может так быть! Есть же в человеке изначальное нравственное чувство, и вопиет оно о сумме беззаконий, творящихся вокруг!
      Доколе?
      Неведомо.
      И вновь видится хромоногая, горбатая мораль, гнилозубо усмехающаяся: Права я, мол, никуда вам от меня не деться.
       А футурология, увы, дело зыбкое; подлинные пророки редки - как подлинные поэты.


                                                                          ДИПТИХ

1
      Возлюбить Бога?
      Попробуйте для начала соседа!
      Другой - это, как оскорбление, как помеха: он не так мыслит, не так думает, а то еще, чего доброго, претендует на место, которое по праву… впрочем, по какому праву? С чего ты решил, что ты лучше его, другого?
      Потому, что он - другой…
      Другие - это ад; как же тут возлюбить?
      И что можно поделать, коли мы так чувствуем?
     Так мало того, и социум современный построен на подчеркиванье этого ада - конкуренция, и т.п.
      А чего бы казалось проще - он: другой, не такой, как ты, прислушайся к его мнению, учти его интерес, поприветствуй его доброй улыбкой…
      Невозможно.
      Категорический императив Канта красиво звучит, но не работает совершенно.
      Любим близких, обожаем себя, но не другого - нет-нет…
      Или - такова физиология, а она, как известно, проповедей не слушает и заповедей не знает…
      Что же требовать от нас то, что противоречит физиологии?
      Помилуйте, но не ей же одной ограничивается наше существование!
      Углубляйте душу, коли не верите в ее наличье, так прислушайтесь к внутреннему своему человеку - ведь вы мечтаете, фантазируете; прислушайтесь - он подскажет, что другой - это совсем не так плохо, и, учитывая его интерес, можно сделать жизнь светлее.
       Ведь нельзя же только брать!
   
   В конечном итоге выигрывают дающие, а берущие… с чем остаются они?
   
   С покореженной психикой, и усохшим мозгом.
      Трудно полюбить другого, ибо он другой - но: не двигаясь в этом направлении, мы дружно двигаемся в яму.

2
      Чехов, как известно, не любил Достоевского, но, что странно, сострадание, чей стигмат необходим для полноценного существования индивидуума, проявлено ярче всего именно у того, и у другого…
      Ни у Гоголя, ни у Толстого - двух других гениев прозы - этого не дано с такою четкостью и болью, как у этих двоих.
       Скрипка Ротшильда плачет - и плачет Катерина Ивановна.
       Слезинка ребенка переходит в массу чеховских строк, и они обжигают острой болью - за всех несчастных, пьющих, неудачливых.
       Больно - значит, я живу.
       Ведь не может же быть больно только за себя!
       Не приведет к добру триумф эгоизма.
     И вчитываясь, порой вгрызаясь в тяжелую, густую, переогромленную прозу Достоевского, и впитывая аромат тончайших чеховских фраз, ощущаешь, как близки они - русские гении - этой бездной сострадания друг другу.
                                                                                                               
   ©  А.Балтин
НАЧАЛО                                                                  
                                                             ВОЗВРАТ

               Предыдущие публикации и об авторе - в РГ №9 2015, №6 2012, №2 2010, №5 2009, №4 2008, №3 2007