|
|
Дмитрий
Ляляев - Геннадий Меш
Продолжаем разговор о религиозной
терпимости, вызванный материалами поэта Дмитрия
Ляляева
(РГ №1, 2003).
21 июня
2003г.
г.Саратов
Уважаемый Геннадий!
Ваше письмо
так долго оставалось без ответа по той простой причине, что я не
подозревал о его существовании. Ввиду материальных затруднений (попросту
говоря - нищеты) Интернет для меня, как и для многих моих
соотечественников, до сих пор является малодоступной роскошью, и я не в
состоянии посещать все сайты, куда была отправлена поэма (в настоящее
время "Стихотворное Евангелие" опубликовали несколько десятков сайтов
русскоязычного Интернета).
Теперь касательно содержания Вашего
письма. Прежде всего, каким это образом возможно - "освещать вопросы
религиозных ценностей" и при этом "не заниматься пропагандой какой-либо
религии"? На мой взгляд, одно исключает другое, поскольку пропаганда
религии как раз и состоит в освещении "ценностей морального характера",
ибо никаких иных ценностей религия человеку и не несёт. Далее. Вы
утверждаете, что "лучшие умы русской Православной Церкви не занимались
пропагандой её конфессионального преимущества". Это утверждение явно не
соответствует действительности - вспомните хотя бы хрестоматийно
известных "Бесов" Достоевского, его рассуждения об "особом Боге" (читай
- веры) у каждого народа. В качестве доказательства ошибочности Вашей
позиции в этом вопросе посылаю Вам одну из последних моих
университетских работ, посвящённую как раз этой теме - "Николай Бердяев
об Истине Православия", так как уверен, что Вы не станете отрицать
принадлежность Бердяева (как, кстати, и Достоевского) к нашим "лучшим
умам".
Дмитрий Ляляев
17 июля 2003г.
г.Чикаго
Уважаемый Дмитрий,
Могу согласиться - из-за дефицита морали, как Вы утверждаете в
прилагаемых записках, сейчас существует множество пороков. -
Впрочем, как и 20, и 200 лет назад. Закон единства и борьбы
противоположностей, сформулированный Гегелем, адекватно отражает
суть библейских сказаний - извечную борьбу добра и зла, и успешно
применим к современному обществу. Роль религии здесь велика. - Но какое
в этом открытие? В чем новый угол рассмотрения? А,
главное, - кто спорит?
Мне вспоминается наш давний разговор с
одним баптистом. Много лет назад
на вопрос о конфессиональных различиях он ответил мне
так: представьте себе
семью, дом, за большим столом бок о бок сидят братья. Они, безусловно,
разные, но, все же, братья. Таким видением я и определяю свое понимание.
- Если Вы будете восхвалять достоинства одного “брата” и умалять других,
ничего хорошего из этого не получится.
Такая, кстати, аналогичная
“любвеобильная” и морально
отутюженная политика в области межнациональных отношений показала всему миру
видимые плоды - Кавказ, бывшие
республики советской Прибалтики, бывшая Югославия, зараженная
коммунистической практикой Восточная Германия.
Политика дала результаты, но, к
сожалению, не дала нужных и достаточных уроков. - Это практика коммунистов-интернационалистов,
которых Вы, не без основания, обвиняете в своих работах, как и их
преемников, правда, с угла собственных интересов,
что лишь подтверждает Вашу
слепоту к собственным недостаткам, и, в любом случае, фанатическое
неуважении к интересам и потребностям других людей, которым Вы
навязываете свою волю.
Такое отношение просматривается и в более приземленных вещах, как
я уже говорил - растиражировании
того, что считаете лично для себя нужным - без всякого обращения (не говоря уже о просьбе) Вы
“кинули” журналу исполнять Вашу волю, не желая
знать, что многие (а хочу верить -
большинство) думают иначе, и им,
людям, также как и Вам, дарована и правда, и откровение,
также, как и право не быть униженными или оскорбленными
Вашими воззваниями. Но Вас это и на толику
не волнует. Это и есть тот самый религиозный экстремизм, или то, к
чему он ведет.
Убежден, Н.Бердяев, как и Ф.Достоевский, писал о своих воззрениях,
дабы желающие по собственной доброй воле могли с ними
ознакомиться, а
не с целью тыкать ими в лицо инославным.
Призываю Вас внимательно прислушаться к тому же
Н.Бердяеву: "Фанатическая нетерпимость есть всегда глубокое
неверие в человека, в образ Божий в человеке, неверие в силу истины, т.е.,
в конце концов, неверие в Бога. ...Фанатизм не
допускает сосуществования разных идей и миросозерцаний. Существует
только враг." Освещая религиозные ценности общеморального характера (не более), журнал не занимается
пропагандой конфессиональных различий, а именно - ущемлением одних и возвеличиванием на их
фоне других, а выводы предоставляет делать самим читателям.
Тот факт, что Ваш религиозно-идеологический памфлет с
воинственным и непримиримым
эпиграфом Эрло Штегена во главе, опубликовало, как заявляете,
несколько десятков русскоязычных сайтов, для меня говорит лишь об уровне
этих изданий и небольшой разборчивости редакторов (нередко, обыкновенных
”хранителей” портала), которые, для разнообразия, поддерживают публикации
(или самопубликации) религиозных рубрик, не вникая
глубоко в суть дела.
Я далек от мысли, что Вы лицо “подставное” или как-то связаны с
экстремистскими, коммунистическими или кэгэбэшными структурами,
опутавшими Россию, т.к. идете с открытым забралом, - по всей видимости,
просто наивны и искренни в заблуждениях,
и, несумняшеся, шагаете с ними в ногу.
Именно поэтому счел нужным ответить Вам и предоставить это на обозрение
другим. Делая это, я не собираюсь никому ничего навязывать, но
подумать для самого себя не помешает.
Добра Вам,
как и всем другим людям, относящим себя к различным конфессиям и религиям.
Геннадий Меш,
редактор
НАЧАЛО
ВОЗВРАТ
|
|
|