ВОЗВРАТ                                         

   
   
Сентябрь 2014, №9   
 

       Ракурс Истории____________________         
Вилен Люлечник          

Память Истории всегда актуальна         

 

ВТОРЖЕНИЕ                                                           

 

                                                         
                                                        Чехословакия. Август 1968

            О событиях в Чехословакии в 1968 году написано более чем достаточно. Но бывшие руководители СССР вспоминали об
этом как-то не очень охотно. Практически, никто из них не оставил воспоминаний о том непростом времени. Исключением стал Петр Ефимович Шелест, который был в то время первым секретарем ЦК Компартии Укр01аины и членом Политбюро ЦК КПСС, соратником самого Леонида Ильича Брежнева, Подгорного. Косыгина и других высших руководителей советской страны. Кстати, Шелест входил в группу партийных руководителей, настаивавших на ввод советских войск в ЧССР. Он же, один из немногих, если не единственный, вел дневник, в котором фиксировал все происходящие события. Особо значимые он описывал подробно. После себя Шелест оставил книгу воспоминаний под названием «…Да не судимы будете», в которой подробнейшим образом описывает все происходившее в августе 1968 года. Многие детали, о которых он сообщает, весьма любопытны. До публикации воспоминаний бывшего члена Политбюро мы о них просто ничего не знали. Естественно, в рамках одной статьи невозможно раскрыть содержание столь объемного труда. Поэтому остановимся на одной главе под названием «Можно было обойтись без вторжения в Чехословакию».


                                                     Чехословакия на перепутье

          Еще в 1967 году в ЧССР начали происходить события, которые встревожили руководство СССР и некоторых социалистических стран, где подобное происходило и раньше. 21-25 февраля 1968г. советская партийно-правительственная делегация вылетела в Прагу на празднование 20-летия образования Чехословацкой Республики и «победы над реакцией». Имелись в виду события 1948 года, в результате которых компартия пришла к власти. Мероприятия по празднованию этой даты внешне проходили спокойно, даже чинно. А.Дубчек, новый руководитель республики, на торжественном заседании сделал довольно оптимистический доклад. Был парад войск и смотр рабочей милиции.
           
Внешне создавалось впечатление, что ситуация в стране находится под контролем. Но в действительности все обстояло не так благополучно. В республике уже действовали скрытые оппозиционные силы, которые сумели поставить под свой контроль многие средства информации, в стране возникали всякого рода клубы и общества, политические партии. Критике подвергались КПЧ, органы безопасности, экономическая политика страны. А Дубчека рассматривали как реформатора.
        
 Забегая вперед, хочу отметить, что события того времени мне напомнили все происходившее в СССР в 90-е годы прошлого столетия. Начиная с удивительного внешнего сходства и манеры поведения Дубчека и Горбачева. Шелест немного не дожил до краха СССР. Но успел пожить в эпоху реформаторской деятельности Горбачева. И я был потрясен его оценкой ситуации в Советском Союзе. Он писал: «Пусть простит меня читатель моих дневниковых записей, если сегодня, спустя 20 лет, я возвращусь к нашим сегодняшним дням и в свою родную страну…Состояние моей страны во многом схоже с Чехословакией того времени. Экономика, социальные вопросы, экология страны находятся в плачевном положении. Материальное состояние трудового народа в тяжелом положении…На этой волне идет разгул анархии, неповиновение законам, упадок всей дисциплины и порядка. Начатая перестройка…основательно буксует, и неизвестно, когда и как мы выедем из этой «глубокой колеи»…Межнациональная рознь разъедает страну… Настал роковой час… Нас спасать некому будет - мы стоим над пропастью…» Напомним, что все это автор писал в 1988 году.
  
    Эти размышления наводят на одну крамольную мысль: события в Чехословакии были своего рода «генеральной репетицией» того, что произойдет в СССР двадцать лет спустя. Конечно, было бы безнравственным оправдывать советское вторжение в ЧССР. Но в то же время не следует забывать и того, что Чехословакия, как и СССР, перестала существовать как единое государство и распалась на два государственных образования - Чехию и Словакию - именно в результате таких же реформ, которые затем проводили в СССР. Все это отнюдь не отрицает того факта, что система, существовавшая в социалистических странах, явно себя изжила и нуждалась в коренных изменениях.
          
 Но вернемся в 68-й год. Руководил тогда республикой лидер «Пражской весны», автор концепции «социализма с человеческим лицом» Александр Дубчек. Его биография был весьма примечательной. С 1925г. по 1938г. он жил в СССР. Вернувшись на родину, он участвовал в Словацком национально-освободительном восстании 1944 года. В 1945-1949 г.г. работал на заводе и в партийных органах. В 1955-1958 г.г. учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС в Москве. В январе 1968г. сменил А.Новотного на посту Генерального секретаря ЦК КПЧ. Естественно, после вторжения, он был отстранен от руководства и отправлен послом в Турцию. В 1992 году погиб в автокатастрофе. Но это мы уже ушли далеко вперед. А тогда встречи и совещания по проблемам Чехословакии проводились неоднократно. Были и нелегальные контакты с членами руководства КПЧ, разделявших взгляды руководителей СССР, в частности, с Биляком. Проходили они в Закарпатье, откуда он и был родом, и где проживали многие его родственники. На связь Биляк, украинец по национальности, выходил с руководителем Украины, автором цитируемой книги П.Шелестом.
      
  14 июля состоялось совещание в Варшаве, куда руководители ЧССР прибыть отказались. В Варшаве было подготовлено письмо от имени руководителей пяти социалистических стран к руководству Чехословакии, в котором были сформулированы требования о «наведении порядка» в республике и борьбе с «контрреволюцией». Однако, и письмо, и документы, принятые на других встречах и совещаниях, чехословацким руководством воспринимались резко отрицательно. Республика бурлила. Возникали все новые и новые партии и прочие организации, которые стремились к одному: ликвидации монополии коммунистов на власть в стране.
         
   На 29 июля 1968г. была назначена еще одна встреча. В ней должны были принять участие все члены Политбюро ЦК КПСС и все члены Президиума ЦК КПЧ. Место встречи - Чиерна-над-Тисой, на территории ЧCСР. Но на ночь советское руководство в поезде возвращалось на свою территорию. В вагонах оно и проживало. Однако и на сей раз чехословацкая сторона отстаивала свои интересы и, мало того, требовала прекратить вмешательство во внутренние дела своего государства. Знакомясь со стенограммой встречи, я впервые узнал, что советские войска находились на территории ЧCСР еще до официального ввода войск в эту страну. Оказывается, что проходили совместные учения стран Варшавского договора, а вот после их окончания советские воинские контингенты не торопились возвращаться на родину. В связи с этим, в своем выступлении на встрече Председатель Совета министров ЧCСР Й.Черник, кроме всего прочего, сказал: «С военным учением получилось недоразумение. Вы объявили одно, а делаете другое. Без всяких на то оснований ваши военные, их подразделения задерживаются на нашей территории. Как я, глава правительства, могу объяснить это народу и 65 тысячам коммунистов, которые находятся в нашей армии. А к нам по этому вопросу идут запросы: кто же мы в нашей собственной стране - правительство или кто?»
        
  После всего были подписаны различные документы, декларации, но всем стало понятно: удержать Чехословакию можно будет только с помощью военной силы. А для этого нужен был предлог для ввода войск в виде просьбы или письма хотя бы части руководства ЧCСР, настроенной просоветски. Такой документ согласился подготовить упомянутый выше Биляк и его сторонники. А далее произошло самое интересное на этой встрече. Вот что нам сообщил П.Е.Шелест: “Мы, члены делегации, между собой ведем разговоры на разные темы, чувствуется напряженность. Меня не покидает мысль о встрече с Биляком. К вечеру я все же с ним встретился и мы условились, что в 20.00 он заходит в общественный туалет, там должен к этому времени появиться и я, и он мне через нашего работника КГБ Савченко передаст письмо. Так и было. Мы встретились «случайно» в туалете, и Савченко мне незаметно, из рук в руки, передал конверт, в котором было долгожданное письмо. В нем излагалась обстановка в КПЧ и стране… В письме высказывается просьба, чтобы мы в случае надобности вмешались и преградили путь контрреволюции, не допустили развязывания гражданской войны и кровопролития. Письмо подписали: Индра, Биляк, Кольдер, Барбирек, Капек, Риго, Пилер, Швестка, Кофман, Ленарт, Штроугал”. Итак, письмо с просьбой о вводе войск было передано в туалете. Затем Шелест сообщил эту приятную новость Брежневу и удостоился похвалы за столь продуманную конспирацию. Военная акция, по сути дела, была предрешена.


                                                      Вступление в Чехословакию

           18 августа 1968г. в Москву прибыли делегации большинства стран Варшавского Договора. С советской стороны на совещании присутствовали все члены Политбюро ЦК КПСС. Вопрос обсуждался один: о вводе войск в Чехословакию. С информацией выступил Л.И.Брежнев. При этом следует отметить, что на предыдущих совещаниях на этом настаивали руководители ряда союзных СССР стран. Из воспоминаний Шелеста создатся впечатление, что именно они первыми выдвинули предложение о проведении этой акции. На этом, последнем совещании решали вопрос о том, какие войска нужно вводить. Вначале предполагали, что это будут советские воинские контингенты. Но затем пришли к решению вводить войска Варшавского Договора. При этом были сомнения: вводить ли войска ГДР? Все понимали, что чехи и словаки могут весьма болезненно воспринять присутствие на своей территории армии, которая накануне Второй мировой войны уже оккупировала страну. Но Вальтер Ульбрихт настоял на участии частей ГДР в этой акции. В своих выступлениях Гомулка (Польша), Ульбрихт (ГДР), Кадар (Венгрия), Живков (Болгария) выказали свое одобрение предполагаемому вторжению. На этом же совещании определили, каким количеством и родом войск участвует каждая страна. Общее руководство всеми операциями было поручено осуществлять штабу войск Варшавского Договора.
        
 19 августа об этом решении уведомили в Москве всех руководителей союзных республик. П.Шелест сообщает, что Брежнев очень переживал, принимая подобное решение. «Когда было принято решение вводить войска в Чехословакию, то Брежнев упал в обморок, и его врачи долго выводили из шокового состояния», - пишет автор воспоминаний. При этом перед советским руководством стоял вопрос: как отреагирует чехословацкая армия на это вторжение? Если бы она решила оказать сопротивление, то не исключено, что войска НАТО могли оказать ей помощь. И тогда крупномасштабной войны было бы не избежать. «Чтобы хотя бы как-то исключить возможное сопротивление со стороны чехословацких войск, было поручено маршалу Гречко лично переговорить с министром обороны ЧCСР генералом Дзуром. Гречко переговорил «по-дружески» с Дзуром накануне вступления наших войск на территорию Чехословакии. Гречко Дзуру сказал, что если со стороны чехословацкой армии при нашем вступлении последует хоть один выстрел, то он, Дзур, за это головой ответит, и больше того - заявил, что тот будет висеть на первом дереве». Вот такие пикантные особенности отмечает автор мемуаров. Брежнев не остался в стороне. Накануне ввода войск он переговорил с президентом ЧCСР Л.Свободой и просил его с пониманием отнестись к акции и дать войскам указание не оказывать сопротивления.
        
  21 августа 1968 года в 00 часов объединенные вооруженные силы пяти стран Варшавского Договора вошли на территорию Чехословакии. В 4 часа они уже были в Братиславе, Кошице, Остраве. В 8 часов утра - в 20 км от Праги. В это же время в предместьях Праги был высажен крупный воздушный десант с боевой техникой, артиллерией, бронетранспортерами, легкими танками и машинами боевой пехоты. В 7 часов 50 минут было передано заявление ТАСС о вступлении союзных войск в Чехословакию. При этом следует отметить, что Румыния и Югославия отнеслись к этой акции отрицательно, а Румыния даже объявила частичную мобилизацию. Итальянская и французская компартии тоже выразили о своем несогласии с вводом войск.
          
  За 21-22 августа во время операции погибло 20 советских солдат, получили ранения - 65 человек, было сожжено 10 танков и вертолет. Все же вооруженное сопротивление носило локальный характер. Но протестное движение среди населения усиливалось изо дня в день. Работало много подпольных радиостанций. Были случаи обстрела советских колонн и подразделений. Обращения к Западу об оказании военной помощи выходили в эфир ежедневно. На подпольных съездах компартии ЧCСР ввод войск тоже был признан незаконным.
       И тогда советское руководство приняло весьма необычные меры. Брежнев дал указание советской разведке скрытым образом вывести все руководство Чехословакии в СССР помимо их воли и желания. Такого в истории еще не бывало. «Осложнения нарастали, да и не могло быть иначе - из страны скрытно вывезено к нам все руководство: Первый секретарь ЦК КПЧ Дубчек; Председатель Совета министров Й.Черник; Председатель Национального собрания Смрковский и три человека из руководства ЦК КПЧ - Кригель, Шимон, Шпачек. По существу, вести разговор можно было только со Свободой, Президентом Чехословацкой республики. На него и были все надежды. Только через него можно в какой-то мере разрядить просто катастрофическую обстановку…», - отмечается в цитируемой книге. Вначале чехословацкое руководство вывезли в Ужгород. 23 августа оттуда в Москву были доставлены «политические заложники». Но при этом Дубчека и Черника встречали уже на обычном «служебном» уровне. В этот же день дал свое
согласие прибыть в Москву и Президент ЧССР Л.Свобода с группой лиц, в их числе были и «подписанты» того самого «туалетного» письма. Таким образом «делегация» Чехословакии приобрела некий «официальный» статус. Далее все было лишь делом техники. Несмотря на продолжающиеся протесты в ЧССР, руководство республики вынуждено было «согласиться» и подписать документы, которые «узаконили» пребывание союзных войск на территории суверенного европейского государства. Затем союзные войска вывели, а советские - преобразовали в Центральную группу войск, которая находилась на территории Чехословакии почти до самого распада СССР. Все остальное хорошо известно.

                                                                                                           © В.Люлечник 

НАЧАЛО                                                                                                                                                                           ВОЗВРАТ

                    Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделе "История"