ВОЗВРАТ                                         

 
 
 
Июнь 2014, №6    
 
 

 

 Открытие Америки_____________    
Лев Борщевский     

    
У нас секс есть!
                                      

 
         

               Когда Альфред Кинси умер в 1956 году, его превозносили как одного из самых известных ученых столетия. Сравнивали то с Дарвиным, то с Фрейдом.
Последнее, может быть, было более уместно, поскольку Кинси прославился своими исследованиями в области человеческой сексуальности.
             С другой стороны, и сопоставление с Дарвиным не было лишено оснований, если учесть, какой переворот во взглядах современников вызвали открытия американца и какую бурю вызвали его публикации. На него ополчались борцы за благопристойность и сторонники сенатора Джо Маккарти. Один из самых непримиримых оппонентов Кинси, известный проповедник Билл Грэхэм отозвался о его капитальной работе «Сексуальное поведение человеческих существ женского пола» в таких грозных выражениях: «Невозможно даже представить себе тот вред, который эта книга нанесла и без того ухудшающейся морали Америки».
              Смерть сделала биолога еще более знаменитым. Однако и его поклонники, и враги вдруг спохватились, что они фактически ничего не знают ни о нем самом, ни о жизни, которую он прожил.
              Следуя фрейдистским канонам, биографы постарались откопать в детстве ученого факты, свидетельствующие о подавленных комплексах и психологических травмах. Кое- что нашлось.
               Властный деспотический отец, который держал в страхе жену и убивал в сыне всякие зачатки самостоятельности. Маленький Альфред был домоседом, хилым болезненным ребенком. И, как предполагают, именно поэтому в нем рано пробудился страстный интерес к природе и желание стать биологом. Однако отец наложил вето на этот выбор и заставил Альфреда изучать инженерное дело в Стивенсовском Институте технологии, в котором сам работал инструктором. Альфред подчинился, но больше года не сумел вытерпеть. Впервые в жизни он взбунтовался против отца и уехал в захолустный сельский колледж в штате Мэйн изучать все-таки биологию. Они поссорились навсегда. Когда в 1916 году Кинси окончил курс с отличием, на выпускном вечере его родителей не было.
              Молодого ученого не увлекали модные генетические теории. Он был поклонником Дарвина, и, подобно своему кумиру, больше интересовался систематикой, то есть описанием и классификацией видов. Он погрузился в изучение орехотворок - небольших, размером с муравья насекомых - паразитов, обитавших на деревьях и кустарниках.
      Когда писал докторскую диссертацию, собрал и скрупулезнейшим образом исследовал тысячи экземпляров, открыл при этом полтора десятка новых разновидностей. Почти двадцать лет он посвятил этим существам, стал самым большим знатоком в этой области, издал несколько солидных трудов, задумывал новые экспедиции, был, что называется, «широко известен в узких кругах», и, хотя коллеги высоко ценили его осведомленность относительно орехотворок, ни один сколько - нибудь престижный университет Америки не собирался предлагать ему профессуру. Так, может быть, и провозился бы всю жизнь Кинси со своими букашками, если бы не случай, который перевернул всю его жизнь.
             В Университете штата Индиана, где он преподавал, студенческая газета развернула компанию против ханжеских рекомендаций по сексуальному воспитанию, выдержанных в духе допотопной викторианской морали. Кинси заинтересовался этой публикацией и вызвался на добровольных началах разработать курс лекций о браке и семье. Неожиданно он получил поддержку от президента Университета, Хермана Уэллса, который хотел, чтобы его заштатный вуз выглядел форпостом прогресса. Разрешение на лекции было получено.
              В начале летнего семестра 1938 года семьдесят девушек и двадцать восемь парней стали слушателями Кинси. В своих лекциях, иллюстрируемых слайдами и рисунками, профессор был предельно откровенен. Он впервые в университетской практике называл вещи своими именами и объяснял молодым людям биологию эротического возбуждения, механизм полового акта, методы контрацепции.
             Кинси говорил также и о вещах, которые выходили за пределы чистой биологии. Благодатная тема давала возможность обратить внимание слушателей на бесконечное разнообразие природы, на то, что «не найдется в мире двух одинаковых индивидуумов».
             Он упрекал американцев в «зажатости», в ложной стыдливости, не будь которой, говорил он, «любой двенадцатилетний мальчик знал бы о биологии человека больше, чем великовозрастные студенты, сидящие в аудитории».
   Курс Кинси пользовался невиданным успехом. Число слушателей быстро росло. Профессор начал устраивать в дополнение к лекциям частные консультации, дававшие возможность его юным собеседникам выговориться и поведать интимные истории, которыми в иной обстановке они ни с кем не решились бы поделиться.
    Ученому пришло в голову записывать эти рассказы, разумеется, без упоминания имен, и потом проводить научный анализ обсуждаемых сексуальных проблем. Он разработал подробнейшую анкету - несколько сот вопросов. Первые интервью были проведены с его учениками. Но проект быстро разрастался.
            С той же тшательностью и с тем же пылом, с каким прежде он изучал и систематизировал орехотворок в рощах по всей Америке, теперь он проводил анкетирование, разъезжая главным образом по большим городам. С кем только не встречался почтенный профессор - с проститутками, гомосексуалистами и разными другими «меньшинствами», не говоря уже о тех, кто придерживался традиционной ориентации.
            Он посещал сомнительные притоны на 42-й Стрит в Нью-Йорке, бордели в Индианаполисе, знакомился с сексуальным «подпольем» в городах Европы. Записаны были тысячи интервью. Разумеется, Кинси не все делал сам. У него появились помощники. Было получено несколько грантов, в том числе от знаменитого Рокфеллеровского Фонда. На волне этого интереса биологу удалось организовать новый Институт сексуальных исследований, который существовал при Университете штата Индиана, хотя и был формально от него независим.
               В 1948 году вышла в свет книга Кинси, которая открыла Америке глаза на то, от чего прежде их стыдливо отводили. «Сексуальное поведение человеческих существ мужского пола» - так назывался этот научный труд, основанный на 5300 реальных историях. Статистика звучала шокирующе: оказывается, почти половина американских мужчин в отроческие годы проявляли гомосексуальные наклонности, от 30 до 45 процентов в зрелом возрасте имели внебрачные связи, 70 процентов встречались с проститутками. 17 процентов сельских ребят вступали в сексуальные отношения с животными. Автор обращал внимание на то, что из-за засилья пуританской морали в обществе естественные человеческие побуждения подавляются, что приводит к разного рода патологиям.
              Книга мгновенно стала бестселлером. Кинси ставили рядом с Галилеем и Дарвиным. Противники упрекали его в разрушении основ морали. Преподобный Морис Шихи назвал его труд «самой антирелигиозной книгой нашего времени».
              Ученый продолжал работу. Пять лет спустя вышла следующая книига, на этот раз - «Сексуальной поведение человеческих существ женского пола».
   Американкам, в частности, стало известно, что половина из них вступают в половые связи до брака, и четверть неверна мужьям. Сегодня такого рода информация никого не удивит. А в 50-е годы это звучало как откровение. Популярность Альфреда Кинси достигла пика. Его портрет был напечатан на обложке журнала «Тайм», что очень престижно. В другом еженедельнике было сказано, что он самый заметный человек в стране после президента Эйзенхауэра.
   Заслуживал ли он такой оценки, или это было минутной данью сенсации?
   Интерес к личности Кинси не утихает до сих пор. В 1997 году историк Джеймс Джонс написал книгу о Кинси, проинтервьюировав многих его друзей, учеников и коллег. Портрет получился довольно противоречивый. С одной стороны, бесстрастный, ученый сухарь, который верит только цифрам. С другой - человек, одержимый собственными сексуальными демонами, которых он старается изгнать, бросая упреки обществу, садомахохист, личность со странностями. К примеру, еще охотясь за своими любимыми орехотворками, он якобы разгуливал по лесу голым и приставал к сопровождавшим его студентам.
             Все это занятно, конечно, однако не самое главное. Кому сейчас какое дело до фантазий и страстей профессора - энтомолога! Гораздо существеннее другое. Джонс не отрицает, что его герой был неутомимым и продуктивным исследователем, реформатором, который изменил моральный климат в стране, предтечей «сексуальной революции», освободившей людей от пут ханжества.
             И пожалуй, это единственное, что важно для нас сегодня, когда мы говорим о наследии Альфреда Кинси.

                                                                                                           © Л.Борщевский

НАЧАЛО                                                                                                                                            ВОЗВРАТ

                                Предыдущие публикации и об авторе - в Тематическом Указателе в разделах                                                                 "Хроники Старого Света" и "Открытие Америки"