ВОЗВРАТ                                         

   
  
Ноябрь 2013, №11  
 

 Изюминки                                 
Большого города__________      
        Игорь Волошин    

           Ретроспектива       

    

 
                                                                    Open House Chicago

                                           Чикаго. День открытых дверей        

                                                                  /15 октября 2011 года/



              Вернусь снова к теме письма и начну рассказ про церкви. В Даунтауне много церквей, но в программу входили всего две. Естесственно, в любую церковь христианского мира можно входить в любое время дня и ночи, чтобы найти успокоение душе или покаяться, если есть в чем. Ну, возможно, не все церкви придерживаются этого правила, но по сути предполагается, что они должны функционировать таким образом. Данные две исключением не были. Первая церковь называлась First United Metodist Church of Chicago (Первая методистская церковь Чикаго).

 

                                              

                                                        First United Metodist Church of Chicago

           «И чего туда было ходить?» - спросил приятель, который работает по соседству с церковью и в ланч заходит в нее вздремнуть. Не знаю как ему, но нам зайти на самом деле стоило. Дело в том, что эта церковь считается самой высокой церковью мира. Мне, правда, кажется, что здесь есть какой-то подвох, но они так говорят. Общая высота церкви 568 футов (173 м). В нижней части здания находится один из церковных залов, где проходят службы. Затем над ним 21 этаж, на которых разместились разные бизнесы, а выше - снова церковь. Таким образом, один из лифтов идет без остановок до 22 этажа, на котором расположен официальный хол. С него начинается церковь, и отсюда идет еще один лифт на следующие 6 этажей, которые являются уже собственно церковью. На верхнем этаже, на отметке 440 футов (133 метра) расположено сравнительно небольшое помещение, человек на 50. Вот оно и считается самой высокой точкой христианского мира, где проводятся богослужения.

 
                                

                                                    First Metodist Church и пастор по-домашнему

          Вот сюда уже пускают вообщем-то не всех. Потолок зала оформлен в виде подсвеченного голубого небосвода, а стенки украшены резьбой по дереву и стеклянными витражами с главнейшими историческими событиями мира, начиная с создания оного и до, естесственно, создания Чикаго (а как же!) Витражи сгруппированы по 4, тематически, а всего их 16, по 4 на каждой стене.


                                                  

                                                                Витраж «Открытие Америки»

             Исключительно понравился алтарь, на котором в нижней части находится барельеф -"Христос, взирающий на Чикаго". Работа выполнена в 1952 году, соответственно и Чикаго образца того же года. Алтарь был заказан семьей Wallgreen, владельцами громадной сети аптек. Выполнил барельеф какой-то страшно знаменитый скульптор, фамилию которого я никогда не слышал, но который работал только по заказам Ватикана.
 

                               

                                                      Алтарь «Христос, взирающий на Чикаго»

              С 22 этажа до церквушки можно подняться на лифте, а можно 6 этажей и по лестнице пробежаться. Поскольку народу набралось много, я пошел пешком и не зря. Где-то на пол-пути я увидел, что открыта дверь на балкон и вышел. На балконе тоже было немало народа. С балкона вела еще одна дверь, судя по всему в жилое помещение. Как оказалось, это квартира пастора и балкон его личный. Когда я выходил обратно на лестницу, то увидел табличку, которя грозно предупреждала о том, что посторонним вход строго запрещен. Но не в такой день. Балкон же оказался немаленьким, и над ним возвышались лепные нео-готические шпили, некоторые из которых прямо с балкона и произрастали. Вид на город открывался неплохой, хотя и несколько ограниченный.
 

                                                    

            Прелесть экскурсии по церкви была еще и в том, что ее проводил сам пастор. Он рассказал о постройке здания, авторах проекта и прочем, что здесь приводить в общем-то нет смысла. В 1924 году, когда церковь была закончена, она стала самым высоким зданием Чикаго, что не удивительно, ибо в Чикаго много зданий, которые "в свое время" были самыми высокими в Чикаго, Америке и даже в мире. Еще один забавный момент, касающийся церкви. Возле второго лифта на уровне 22 этажа висит табличка на латыни, на которую я не обратил внимания, но братец обратил. Пастор, который был их гидом, перевел "Зови - не зови (верь - не верь, взывай - не взывай), но он есть". То ли Бог, то ли лифт. Юмор такой.
             Возле First United Metodist Church мы бывали множество раз, она находится у здания мэрии, перед которой стоит знаменитая скульптура Пикассо, название которой не знает никто, да и сам Пикассо вряд ли его знал. Кто-то назывет ее головой женщины, кто-то головой лошади, кому что фантазия подсказывает. Путеводители же этот вопрос обходят стороной.

 

                     

              Прямо возле First United Metodist Church стоит небезызвестная, хотя также безымянная, скультура Хуана Миро.

 

                                                

                                              Скульптура Миро возле First United Metodist Church

              Вторая церковь на нашем маршруте также была методистская. Я рассказываю не по порядку, ибо между ними было еще несколько зданий, просто связал, как бог послал, вместе по тематике. Так вот, вторая методистская церковь называется Seventeenth Metodist Church of Chicago, что означает Семнадцатая Методистская церковь Чикаго. Возле нее я бывал неоднократно, но для меня всегда оставалось загадкой почему же она 17-я. Разгадка оказалось до обидного проста, никакого сакрального значения в числе 17 нет - это всего лишь семнадцатая по счету методистская церковь, построенная в городе.

 
                         

                                                          Seventeenth Metodist Church of Chicago

              Церковь красиво расположена у изгиба реки, и ее круглое невысокое здание прекрасно просматривается, открытое с трех сторон. Церковь построили в 60-е годы и она выполнена в виде амфитеатра, что не очень характерно для религиозных сооружений. Скорее она смахивает на университетскую аудиторию. Здание построенно почти целиком из армированного бетона, посему и похожа отчасти на крепость, а может и на летающую тарелку, правда очень тяжелую. Экскурсию проводил местный пастор. Снова история, фамилии авторов проекта, которые сразу и вылетели из головы. Что-то о новых технологиях по распространению звука в церкви, но новыми они были почти полвека назад и на сегодня о них уже все забыли.

 
                            

               Пожалуй на этом можно было бы и закончить рассказ о двух церквях.
              Зашли мы в здание Chicago Motor Club, построенное в 1928 году в стиле art deco. Фотографии, которые здесь прилагаю - не мои, они из интернета. Вот так выглядел этот клуб какое-то время назад. Сейчас вид его, прямо скажем, плачевный. Но в подробности вдаваться не буду. Дом стоит на продажу.



                                                

 

 

                                                        


            Некоторые места из программы можно просто упомянуть, а иные можно и не вспоминать. Ну открыли, допустим, сити-хол, где власть предержащие сидят. Зашли-посмотрели, ну и что? Особо и рассказать нечего.
     
        Два слова можно сказать о выставке выпускников художественного института, хотя и она упоминания особого не стоит. У нас в городе замечательный музей и он в особой рекламе не нуждается. Только музей - это половина организации, полное название которой Art Institute of Chicago. Вторая половина, менее известная в кругах любителей, - это сам институт, где готовят художников разных направлений. Правда в здание школы, примыкающее к институту мы не попали, но попали в другое их помещение, в котором выставили работы выпускников 2011-го года. Эта выставка также входила в программу Дня открытых дверей. Что вам сказать... Если нынешнее искусство все такое, то это несчастный случай или кошмар какой-то. Не говоря уже о том, что половина работ эротического содержания, причем нередко и гомосексуального, так еще и все вывернуто наизнанку до рвоты. Какие-то жуткие комиксы и свалки металлолома, чудовищные изломаные тела и прочее. Была парочка забавных работ, но талантливых от силы 2-3 из доброй сотни. Вообщем потерянные полчаса. Для примера вот несколько не самых жутких работ.

 
                                             

 
                                        


                                        

              Art Institute of Chicago. Выставка молодых дарований, выпускников 2011 года. Название сего шедевра «С низин к вершинам».
              Пожалуй, последнее, о чем расскажу, это о посещении редакции газеты Chicago Tribune. Учреждение солидное, уважаемое, расположенное в самом центре центра Чикаго. Правда, много нам посмотреть не дали. Здание газеты строилось в 20-е годы. К этому времени она существовала уже лет 80 и имела репутацию хорошего консервативного издания. В 1910-м году газету приобрел Роберт Маккормик, один и наследников создателя империи по производству сельхоз. техники. У Маккормика было прозвище Полковник. Он прошел Первую мировую, был бравым воякой, и прозвище закрепилось за ним по праву. В 1915 году Роберт ушел корреспондентом газеты на фронт, но вскоре вернулся, переучился по военной специальности и снова отбыл на фронт в звании лейтенанта артиллерии. Будучи человеком смелым и решительным Маккормик очень быстро вырос в звании до полковника, что и послужило поводом для будущего прозвища. Спроси любого чикагца кто такой Полковник, и он не задумываясь ответит, хотя фамилию, возможно, вспомнит и не сразу.
              В 1925 году Полковник построил новое здание Chicago Tribune. Должен заметить, что за право проектировать новый офис газеты была высокая конкуренция, и в 1922 году проводился международный конкурс, который выиграли архитекторы John Mead Howells и Raymond M.Hood (бостонцы, а не чикагцы). Они построили здание в нео-готическом стиле, а неким образцом для подражания послужила Масляная башня Руанского собора во Франции. Руанский собор хорошо известен любителям живописи по многочисленым картинам Клода Моне, писавшего его в разное время года, в разную погоду и при разном освещении. Поэтому, если вы сопоставите фотографии собора и редакции газеты, то безусловно увидите внешнее сходство верхней части здания.

 
                             

                К моменту строительства у Маккормика было множество хороших друзей и связей по всему миру, посему он решил украсить здание фрагментами, взятыми из знаменитых сооружений со всего света. Таким образом, любопытный турист, задрав голову, может увидеть в наружных стенках здания множество небольших блоков из Тадж Махала, из иерусалимской Башни Давида, из Великой Китайской стены, из средневековых европейских замков, из Парфенона и так далее. Конечно, внешне они из себя ничего не представляют - ну камень и камень, если не знать откуда он прибыл.

 
              

                                                   

            

                                                       

                Мы оказались у здания газеты уже почти в конце дня. Очередь, чтобы попасть внутрь стояла громадная, но она довольно быстро двигалась. Всех желающих запускали в холл, оформленный, как часто случалось в 20-е годы, в стиле арт деко и, после короткого вступления, направляли к лифту, который без остановок шел на 27-й этаж. У этого лифта всего 2 остановки - 1 этаж и 27-й, на котором находятся два кабинета - Маккормика и Паттерсона, который одно время был партнером и со-издателем газеты, а между ними длинная и узкая комната секретаря. В кабинете Паттерсона вроде ничего особо интересного нет, если не считать маленькой дверцы в незаметной нише. Гид объяснил, что у нее было особое предназначение. В кабинете Паттерсона спасались некоторые деятели, разного рода жулики, которых преследовали разгневаные кредиторы. Тогда проштрафившиеся выходили в эту маленькую дверку, из которой шла лестница на 28 этаж, ну а дальше.... а дальше никто не знает, что с ними происходило. Впрочем лестницу нам и в самом деле продемонстрировали, по одному запуская в нишу. Как я уже сказал, между двумя кабинетами расположена комната секретаря, украшенная работами известного чикагского карикатуриста, а также портретом семьи Полковника и видами Чикаго. В кабинете полковника гид задержался и подробнее описал что и как здесь происходило.

                                       

                             

                                                        Chicago Tribune. Кабинет Маккормика

              Сейчас это пустой зал, почти без мебели с небольшим книжным шкафом и камином. Кабинет занимает угол здания, поэтому окна расположены по двум стенкам и через них открывается замечательный вид на на город.

 

                    

                                             Chicago Tribune. Кабинет Маккормика. Вид из окна.

            Еще одна стенка - большой камин, над которым красуется какое-то высказывание одного их американских политиков, что-то про чистоту души и рук или замыслов - забыл уже, а четвертая стенка - высокая ребристая панель. Вроде и все. Но, оказывается, если толкнуть эту панель в одном месте, открывается туалет с душем и телефоном, если толкнуть панель в другом месте, открывается спальня.
             Вот вообщем-то и все, что можно рассказать о кабинете Полковника. Вроде немного, никаких особых историко-архитектурных особенностей нет, просто некие нюансы. Но это история нашего города и многим, как и мне, любопытно глянуть на кабинет Маккормика, даже, если в нем ничего и нет.
             На этом можно было бы и закончить рассказ. К сожалению, увидеть удалось немного, да и большая часть увиденного, как видите, может быть интересна только местным зевакам. Однако, согласитесь, что немало было и такого, что может быть интересно любому любознательному человеку. В этот день 15 октября нам приоткрылись некоторые чикагские секреты, а сколько их еще кроется за стенками зданий? Надеюсь, что нас ожидает еще много открытий в этом удивительном городе, который с некоторых пор стал родным.

P.S. Фотографии использованы преимущественно мои, но есть несколько снимков, сделанных братом, а также скачанных из интернета.

                                                                                                                         © И.Волошин                

                                                                Продолжение следует
                                                                                                                                                                  

   Не люблю писать о себе, поэтому буду краток.
  Родился в 1955 году в Киеве в семье военнослужащего. Закончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В Чикаго с 1991 года. Работаю инженером. Женат, двое взрослых детей.
 
  Всё.
  От редактора. Тоже кратко:
   Игорь Волошин - человек большой энергетики и неуемной жажды жизни, - надеюсь, еще порадует нас своими находками и открытиями.

                             НАЧАЛО                                                                                             НАЗАД                                                                                         ВОЗВРАТ