|
|
Злословье греет нас зимой
И освежает жарким летом.
Лопе де
Вега
Поэты-прозаики
- плоть от плоти народ! Ничто человеческое им не чуждо.
А потому не
знаю ни одного чародея изящной словесности, властителя дум, отказавшего
себе в удовольствии запустить в пиита
- коллегу по цеху
- дерьмом. Немного отпустит… фу-уу… можно какое-то время
нормально дышать, жить, пророчить. (Это так узнаваемо, так трогательно!
так по-человечески…)
Я любовно собрал эти «артефакты культуры», спрессовал, высушил на
солнце, разрезал штыком лопаты. Получились аккуратные кизяки.
Стал
складывать друг на друга:
«"Путешествие
в Москву", причина его несчастия и славы, есть, как уже мы сказали,
очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге».
(А.Пушкин о Радищеве); «Выбросить
Толстого, Достоевского, Пушкина с парохода современности».
(Д.Бурлюков, А.Крученых, В.Маяковский и
В.Хлебников); «Я на днях прочел "Авторскую исповедь" Гоголя
- как жалка эта смутная чепуха, эта самолюбивая
возня с самим собою...» (август 1855г. Тургенев
-
Дружинину); «Понемножку читал эти дни "Село Степанчиково"
[Ф.Достоевский]. Чудовищно! Уже пятьдесят страниц
- и ни на йоту, всё долбит одно и то же! Пошлейшая
болтовня, лубочная в своей литературности! «…» Всю жизнь об одном, «о
подленьком, о гаденьком»! (И.Бунин);
«Когда вышли пятьдесят лет после смерти Пушкина и одновременно
распространились в народе его дешевые сочинения и ему поставили в Москве
памятник, я получил больше десяти писем от разных крестьян с вопросами о
том, почему так возвеличили Пушкина? ...Пушкин был человек больше чем
легких нравов, умер он на дуэли, т.е. при покушении на убийство другого
человека, что вся заслуга его только в том, что он писал стихи о любви,
часто очень неприличные». (Л.Толстой);
«Горький как художник и не начинался».
(А.Блок); «...Злобный автор, совавший Христа во все свои
бульварные романы». (Бунин о Достоевском);
«Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со
вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными
пустошами литературных банальностей...»
(В.Набоков); Ну, какой же Леонид Андреев
- писатель? Это просто помощник присяжного поверенного,
из тех, которые ужасно любят красиво говорить…»
(А.Чехов); «Сейчас повсюду восхваляется Есенин, дряблый,
вялый, приторно-слащавый стихотворец».
(Г.Адамович); «Верно сказал Блок: "У Есенина талант пошлости
и кощунства"» (И.Бунин);
«Достоевский, как пьяная нервная баба, вцепился в „сволочь“ на Руси и
стал пророком ее». (В.Розанов);
«Горизонт до того тесен, до того узок, что задыхаешься. Так, „тьфу“,
нечего и передать, бессмыслица, болтовня».
(В.Розанов о всем творчестве Гоголя); «Например, известный
вам Фет. Человек пятьдесят лет писал только... глупости, никому не
нужные, а его юбилей был чем-то похожим на вакханалию: все старались его
уверить, что он пятьдесят лет делал что-то очень нужное, хорошее... И он
сам в это верит». (Л.Толстой); «Вся
поэзия Волошина
- подделка». (Г.Адамович);
«Пушкин молодым писателям нравственно вреден. Его легкое отношение к
жизни безбожно». (И.Бунин); «Дочитал
Гиппиус. Необыкновенно противная душонка, ни одного живого слова, мертво
вбиты в тупые вирши разные выдумки. Поэтической натуры в ней ни на
йоту». (И.Бунин); «Безвкусица
Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими
комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства
- всем этим восхищаться нелегко».
(В.Набоков); «У Алексея Толстого все испорчено
хулиганством, отсутствием художественной меры. Пока будет думать, что
жизнь состоит из трюков, будет бесплодная смоковница…»
(А.Блок); «Я не понимаю, почему...
вообще вся молодежь без ума от Горького? Вот вам всем нравится его
«Буревестник», «Песнь о соколе»… Но ведь это не литература, а только
набор громких слов…» (А.Чехов);
«Стихи Мандельштама
- наперекор всем его суждениям об искусстве
- всего только бред».
(Г.Адамович); «А вот в числе ненормальных вспоминается ещё
некий Хлебников. Хлебникова, имя которого было Виктор, хотя он переменил
его на какого-то Велимира, я иногда встречал еще до революции (до
февральской). Теперь не только в России, но иногда и в эмиграции говорят
и о его гениальности. Это, конечно, тоже очень глупо».
(И.Бунин); «Апухтина, Алексея Толстого,
Голенищева-Кутузова я не могу назвать истинными поэтами: все у них
выдумано, стих растянут, а не сжат; нет удачных сравнений».
(Л.Толстой); «Маяковского еще в
гимназии пророчески прозвали Идиотом Полифемовичем».
(И.Бунин); «Научившись грамоте,
простак пишет не Бог, а х... Недалеко от этого ушла и вся масса,
разорвавшая связь с отцами «интеллигенции», «сознательная» и
бессознательная. Вот что и создало славу Горькому». (М.Пришвин);
«Лесков, писатель вычурный, вздорный, его уже давно не читают».
(Л.Толстой); «Вечная тревожная
загадка для нас К.Бальмонт. ...Начинаешь свыкаться со странной мыслью,
что и очень крупный поэт может писать очень плохие стихи.
(Н.Гумилев); «А почему /не атакован
Пушкин? /А прочие /генералы классики?»
(В.Маяковский); «Ничтожество ваш Пушкин»
(Д.Писарев); «Я, душа моя, написал
пропасть полемических статей, но, не получая журналов, отстал от века и
не знаю, в чем дело
- и кого надлежит душить, Полевого или Булгарина».
(А.Пушкин в письме к Дельвигу);
Et cetera.
Их послушать, так нет НИ ОДНОГО! приличного писателя.
* * *
Горы!
Горы кизяков девяносто шестой пробы.
Горы
- до неба!
Гнетущее, гадкое впечатление…
Со своей колокольни
лягнуть
Небеса и Светило
-
за счастье!
Собрату в пенсне
звездануть,
Чтоб душа изгнала
ненастье.
Облегчившись, сбросив
гнет,
На чело нагнав
меланхолию,
Можно вновь созерцать
полет
И закат рифмовать
в портфолио.
Ну, и
зачем мне эта пахучая коллекция, спросите вы?
Затем,
чтобы познать Истину...
Раньше я лишь
смутно догадывался, теперь знаю твердо: божественный внутренний мир
мудрее видимого внешнего. Не слушай никого, доверься своему сердцу. И
если слово Поэта осияет, греет душу, то «пусть у него бабка, хоть трижды
еврейка», эфиоп его мать! хоть он пьяница горький, родственники за
границей, хулят оголтело… (Сами видите: даже статус гения не защита от
obscenus.)
Из-за
пятен на поверхности отказаться от благости солнца?!
Нет.
Даже не
солнца…
Заприметил ночью огонек
- иди навстречу, иди, не раздумывай. И в черной холодной
тьме не дай угаснуть лампадке, светляку малому. Вступись за робкий
лучик. Капельку света! Счастье, чудо великое, коль источник света не
один. Твоя душа прирастает их душами.
А ежли
крылаты слова свои-ии… Не удерживай их!
Пускай
с Богом летят.
И пусть
в этой Великой баррикаде из кизяка не будет твоего кирпичика.
©
А.Костюнин
Александр Костюнин родился в Карелии.
Лауреат премии им. А.И.Куприна и премии «Облака» в
номинации «Лучшая книга 2007 года» России. Лауреат
литературной премии сайта «Русский переплет» за лучшую документальную
повесть, опубликованную в 2005г. Кроме литературы увлекается фотографией.
В 2002 году в Финляндии вышел авторский фотоальбом Александра Костюнина.
Член
Союза писателей РФ. Живет в г.Петрозаводске, Председатель Совета
директоров стратегического предприятия России ОАО «Судостроительный
завод «Авангард».
1965
НАЧАЛО
ВОЗВРАТ |
|
|