ВОЗВРАТ                                         

   
  
Июль 2012, №  
 

       История православной России__       
        Виктор Грибков-Майский     

                              
Из истории русско-татарских               
православных связей                            


 

                 В Рамешковском районе Тверской области…

                 Неподалеку от Твери есть удивительное место, история которого самым странным образом неразрывно переплелась с историей татарского народа и столицы Татарстана - Казани. Речь идет о двух старинных русских селах, которые находятся в непосредственной близости друг от друга на Старобежецком шоссе. Это Кушалино (37 км.) и Застолбье (47км.). История эта началась в XVI веке во времена царствования Ивана Грозного...
            
  После взятия Казани (в 1552 году) соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 года была учреждена Казанская епархия, которую возглавил первый архиепископ Казанский, святитель Гурий (Руготин), бывший игумен тверского Селижарова монастыря. В помощники ему царь послал двух наших земляков - бояр Застолбских, Ивана Елизаровича и его сына Нестора. Еще одна интересная деталь - перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии.
                 Вот как об этом рассказывают церковные тексты:
"Царем Иоанном дан был святителю для забот о делах житейских боярин Иоанн Застолбский. Боярин был богатый человек, но служил святителю со всем усердием и под влиянием благочестия святительского боялся греха всего более, любил правду и был строго честен; особенно служил он святителю во время болезни его. Сын его Нестор, кроткий юноша, с юных дней стал весть жизнь строгую, под одеждою боярского сана носил власяницу, соблюдал пост и любил молитвы храма; с согласия доброго отца принял он монашество с именем Нектария и скончался юным иноком. Вслед затем принял монашество и отец, с именем Ионы; недолго поболев, Иона заповедал похоронить его вблизи святителя, в той палатке, которую построил он для него и где похоронил он сына. При открыли мощей святителя Гурия, найдены нетленными тела и одеяния иноков Ионы и Нектария, верных учеников святителя".
                В конце XVI века они оба вместе со своим духовным наставником святителем Гурием были канонизированы с наименованием "преподобные Ион и Нектарий чудотворцы Казанские". Память их празднуется в день первого обретения их мощей, найденных вместе с мощами свв. Гурия и Варсонофия, который с 1522 по 1567г.г. был епископ Тверской, 4 октября 1595г. (17 октября по н.ст.). Ровно через 400 лет мощи их были обретены вновь. С 1995 года рака с их мощами установлена в православном Петропавловском соборе г.Казани.         
  Само село Застолбье известно с середины XIII века как приграничное населенное место Новгородской феодально-вечевой республики.
   Сегодня о древней истории села сегодня напоминает лишь церковь Вознесения (1798г.), которая находится в самом плачевном состоянии. Раньше в селе была еще и часовня Николая Чудотворца, по преданию построенная на месте дома Ионы и Нектария. Летом 2008 года здесь, в основном стараниями А.Е.Серова - известного тверского краеведа, был поставлен памятный крест.
                 Нет сомнения, что память о таких выдающихся людях должна быть увековечена и на их малой родине.
Да, и мощи наших святых земляков могли бы, наверное, время от времени, привозиться на тверскую землю, что, несомненно, будет способствовать духовному возрождению этого древнего и святого места.
                 Рассказ о боярах Застолбских будет неполным, если не сказать о том, что они состояли в родстве с другим старинным русским родом - Пушкиными.
                По показаниям дошедших до нас родословцев, первые поколения предков Пушкиных носили следующие имена: Ратша, Якун, Алекса, Гаврила; у Гаврилы два сына - Иван Морхиня и Акинф Великий. С внука Ивана Морхини - Григория Александровича Пушки началась история семьи Пушкиных и выделившихся из них Товарковых, Курчевых, Рожновых, Мусиных, Кологривовых, Поводовых, Шафериковых и Бобрищевых. От Акинфа Великого также берут свое начало многочисленные русские боярские и дворянские роды: Челядины, Хромые-Давыдовы, Бутурлины, Свибловы, Каменские, Курицыны, Замыцкие, Застолбские, Слизневы, Жулебины, Чоботовы, Чулковы и Мятлевы.

                  Но вернемся в XVI век. Осенью 1575 года Иван Грозный совершает один из своих труднообъяснимых поступков - отрекается от царства в пользу касимовского царя Саин-Булата, который после крещения в 1573 году стал именоваться Симеоном Бекбулатовичем. Причем, крещен он также был в селе Кушалино, очевидно, в древнем Архангельском монастыре, который находился в Кушалино вплоть до литовского разорения в начале XVII в. В 1909 году на месте древней обители установлен памятный знак.
                   Почти год Симеон был царем, но в августе 1576 года Иван Грозный "ссадил" его с трона, хотя впоследствии и обошелся с ним милостиво. Ему был пожалован внушительный титул Великого князя Тверского - к тому времени никто, кроме Ивана Грозного, не имел великокняжеского титула. К титулу, как и следует, прилагались обширные земли. Симеону Бекбулатовичу достались владения в Твери и Торжке.
                Однако в 1584 году со смертью самодержца все изменилось. При Федоре Иоанновиче власть оказалась в руках царского шурина Бориса Годунова. Сначала его тесть Ф.И.Мстиславский был обвинен в заговоре против Бориса Годунова и в 1585 году пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Ионы. В том же году и Симеон Бекбулатович был лишен титула и имений и сослан на житье в тверское село Кушалино.
                 С именем Бориса Годунова современники связали и ослепление царя Симеона. Эта грустная история также произошла здесь в селе Кушалино.
                  Сегодня о тех давних временах напоминает церковь Смоленской Божьей Матери (Одигидрии) 1592г., построенный в селе Кушалино Симеоном Бекбулатовичем, который был прямым потомком Чингиз-хана, а по жене доводился родственником великому литовскому князю Гедемину и царю Ивану IV. Под храмом было устроено большое подземелье, где совершал при жизни молитвенные подвиги бывший татарский царевич, ставший к тому времени ревностным православным христианином. Вполне возможно, что эта церковь не была единственной, построенной Симеоном.
               Церковь Смоленской Божьей Матери интересна и тем, что некоторые
исследователи русского искусства отмечают в ней детали, взятые из итальянских построек начала XVI в. В истории искусствоведения это явление получило название "итальянизмов". Известно, что архитектор Алевиз Новый построил ряд церквей, которые составляли в архитектуре Москвы значительный пласт "итальянизмов". Высказывается мнение, что дошедшие до конца XVI в., эти храмы могли служить образцом для других построек этого времени, в том числе и кушалинской церкви.
            
 Этот древний храм со временем составил часть значительного культового архитектурный комплекса, который сегодня включает в себя колокольню более поздней постройки и церковь Святого Духа (1842г., архитектор И.Ф.Львов). К сожалению, церковь Святого Духа, несмотря на свое величие и былое великолепие, не только не используется, но постепенно разрушается. Все внутреннее убранство церквей безвозвратно утрачено. А если сегодня не предпринять конкретных шагов по спасению, то процесс саморазрушения и застолбской церкви Вознесения и кушалинской Духовской церкви может стать необратимым.
                 В конце жизни Симеон Бекбулатович еще раз сменил имя. Ослепленный царевич был пострижен в Кирило-Белоезерском монастыре, затем заточен в Соловецкий монастырь и окончил свои дни в Симоновом монастыре в Москве, где и погребен под церковной папертью. Монах Стефан, он же Саин-Булатом, он же Симеон Бекбулатович окончил свой непростой земной путь 5 января 1616 года.
             
 
 Можно по-разному относится, как к его царствованию, так и к нему самому, но помазан на царство он был по всем тогдашним законам. Венчался Симеон в Успенском соборе Кремля, как и положено было московским государям. И сложись немного по-другому история, вполне возможно он мог бы вполне стать родоначальником новой российской династии.
                                                                                                  © В.Грибков-Майский 

 

 В.М.Грибков-Майский - член союза журналистов России. Автор ряда работ, посвященных вопросам культуры, туризма, искусства, поэзии. Дипломант Первого Всероссийского конкурса патриотической журналистики (2009), финалист Пятого международного мультимедийного фестиваля «Живое слово» (2010), дипломант ряда журналистских конкурсов по теме туризма и Национальной туристской премии им. Ю.Сенкевича Федерального агентства по туризму (2007). Cотрудник управления туризма и внешних связей Тверской области.

 

НАЧАЛО                                                                                                                                                                                      ВОЗВРАТ