ВОЗВРАТ 

Декабрь 2002, №10 

                 В помощь начинающим авторам________________   

                                                           Геннадий Меш:  Редактор - Автор      

                    Фрагменты переписки

 

 19 июля 2002г.

   Добрый день, [Автор]!

    ...Что такое секс - культура, наука, искусство, страсть, любовь?.. Какая, на Ваш взгляд, разница между “человек-женщина” и “женщина-женщина”?  В каких взаимоотношениях эти две половины? Борются ли они между собой?
    Секс-стори - отдельный материк в культуре, в частности, в художественном  слове - недостаточно исследован и освещен, кроме того - пострадал от ханжеской  морали, задавлен ею. Здесь немалые возможности для творческого роста. Людей,  работающих в этом жанре хорошо - очень немного. - Дерзайте!        
        Жду ответа.
                       Всех Вам благ - земных и небесных!
                                            Геннадий

=========================================================================

 19 июля 2002г.

     Здравствуйте, [Автор]!

     Вы пишете - уровень “рассуждений о том, кто же женщина такая... огромное количество и самого разного качества, от психологической литературы высшего качества до этих самых секс-стори”. - Но секс-стори (я условно дал такое название, так как, ввиду нашей культурной дикости, никакое сколько-нибудь чёткое определение еще не прижилось) - Вы почему-то ставите на самое последнее место. Я не нашел ничего пошлого в том, что Вы пишете (иначе нашего разговора вообще не состоялось бы - в этом Вы можете убедиться, читая журнал и представленные в нем работы). Я не рассматриваю Вас как потенциальную носительницу банальных пошлостей... Вопросы, которые я Вам направил, как раз и имеют непосредственно психологический характер, что, как я понимаю, Вы кладете в основу своих творческих интересов(?).  Банальны они или нет - это и покажет уровень Ваших ответов на эти темы, которые общество, увы, низвело до уровня банальных. - Думаю, Вы погорячились.

   Вот, солнце одно, а говорить о нем можно по-разному - на то мы и творческие люди. Отвечая на вопросы - у Вас будут все возможности высказать или отстоять (если чувствуете в этом какую-то необходимость) свою точку зрения, сказать о чем-то дополнительно. За этим и будет стоять Ваше кредо. Важно, чтобы это было сделано творчески интересно и не очень пространно. Я не собираюсь Вас в чем-то насиловать.
    Не обижайтесь.
          Успехов Вам.
                                  Геннадий. 

=========================================================================

  23 июля 2002г.

    Добрый день, [Автор]!

    И все-таки - не стыдитесь говорить, что Вы пишете о сексе. Все начинается с плоти, а остальные трактования - от лукавого. Просто в искусстве писать об этом - можно достигать высот или барахтаться намного ниже.

    У Саши Черного, печального, мудрого, тонкого лирика, есть прекрасные строки: Курзальные барышни, и жены, и матери! Как вас не трудно смешать с проститутками, как мелко и тинисто в вашем фарватере, набито глупостью и предрассудками... Странно, что отголоски такого отношения я слышу у Вас - человека пишущего и, по идее, защищающего свои позиции на свободное изложение темы...

    Секс в определенном смысле правит миром. Фрейда никто не опроверг, а лишь бережно подправляют. Соотношение секса с моралью и духовностью приблизительно такое же, как соотношение экономики с политикой и идеологией, где марксисты и даже не марксисты ставят во главу угла экономику. Вопрос в степени цивилизованнности и культуры общества, в какие одежки оно рядит своё естество и как учится им управлять. От того и получается - на какой ступеньке мы стоим. Это, как мне видится, и есть суть вопроса, его правильная постановка.

     Насчет социологического термина gender, как он оттеняет грани проблемы, я, пожалуй,  согласен - нéчто как оно, а не он или она, как гражданская единица - девушка с веслом или матрос в бушлате - занесенные в лету, или же пайка на душу населения. Но, когда я читаю, то хочу видеть, что это писала не оно, а женщина, хочу представить её тело, грудь, лицо, мне, как мужчине, в этот момент, абсолютно невдомёк социальные статусы, обязанности и роли - потому что она предмет моей страсти, на который нет ответа - "Почему?". В этот момент наши отношения живут в других координатах, мы действуем по другим правилам и несем в себе только две главные роли - роль мужчины и роль женщины. Поэтому, если Вы пишете, что “она кричала от страсти” не моделируя это на себе, не пропуская через себя радость прикосновения мужских рук - ничего эта писанина стоить не будет. А если пропускаете - то не стыдитесь говорить об этом. Вот в холодную минуту, после, можно строить философскую систему всему этому, раскладывать на причины и следствия. Точно также стих - писать сразу как Б-г послал - всё чистовиком, а править уже потом, после страсти и по размышлению.

    Художественная литература сильно связана с контекстом, сиюминутностью происходящего - отсюда пыл и страсть. Быть просто женщиной (или мужчиной) это тоже достоинство, потому что они уникальны в паре, в которой есть только Он и только Она. Отсюда и секс-стори - рассказы о Ней и о Нем. - В паре, люди выступают как боги друг к другу.

     -------

    ...Как Вы спрашиваете [о своих работах]: “Е.” - мне кажется, не всё достаточно собрано и нанизано на логический стержень, не переливается за каплей капля; интересная запевка в начале, дальше Вы перестаете вести читателя за собой, читатель не летает с Вами. Получается не собранно и скучновато.

    “У.” - чувствуется интегральность, настроение. Пастельный этюд. Но думаю, всё это можно сделать еще лучше, более выпукло, рельефно, весомее даже пользуясь пастельными тонами. - Все же работа не плохая.
      ...
     Успехов Вам и добра.
     Бога ради, не обижайтесь за замечания. Вы мне симпатичны, только драться не надо.
            Геннадий. 

=========================================================================

  2 сентября 2002г.

    Здравствуйте, [Автор]!

    Кратко выскажу свое мнение о работе “И.”, коль скоро Вы просите.

 “Я уже не молода и не добилась того, о чем мечтала”. - Это Вы что о себе? В свои-то годы - ИТОГИ? Точно так, как Вы не молоды для панков, точно так же Вы - “панки” для 28-летних, а потом - те для 35-летних, последние - для 45-летних и т.д. и т.п. Вы же не какая-то матрёна о себе так рассуждать.   “Вы бросаете нам протест. Вы, своим юношеским максимализмом...” - Ну и здорово Вы от них оторвались и “золотая осень” для Вас уже наступила, и “кур по осени считают”!.. Вы и мне, например, бросали протест своим максимализмом, но панком вряд ли себя считали. Если Вы дальше на страницах своего рассказа не доказываете своей житейской зрелости (кроме такого рода деклараций), то ставите себя и свои советы в комичную ситуацию - гротеск да и только.

Гремел дождь, и было холодное лето, и отношения онеоромантичнели...” - Вы - мыслитель и мне это нравится, но мыслями, как и словами, не надо ерничать - употреблять без особой необходимости только лишь для того, чтобы показать, как это у Вас хорошо получается, и шустро они бегают - обматывать других (от футбольного слова “мотаться”).

Выплакнулась в рифмы, в которых ты меня любил...”  - Хорошо, умнó, но не для всякой головы понятно. Лучше - проще, а глубину дать не в кроссворде фраз, а в большей образности, ассоциативности мышления, в его теплоте...

Хочет, сквозь все дерьмо и боль этой жизни.”  -  А что бывает боль какой-то другой жизни? Не банально ли это?... По поводу слова "дерьмо".  Иногда, возможно, где-то и мат уместен, точнее, когда за выражением чувствуется намек на это, но вот разбрасываться словом "дерьмо" без особой надобности, накала, тесной связи с контекстом, думаю, не стоит. Пошло. Не красиво. Не нужная приправа. Что Вы этим хотите показать – степень своего омерзения, народность, смак  речи?... Это как выделывать “па” на ровном месте.

    Мелкие замечания:

Теть, а теть” - лучше “Тёть, а тёть”, употребляется редко, поэтому лучше дать как слышится через ё, к тому же в этом варианте сбивает сходство со старинным словом “тать”(?) - отец.

...но лирика рвалась, ревела отчаянием, и сжигала и теребила душу”. Перед словом сжигала и лучше убрать, ограничиться запятой. Много соединительных союзов во всей сцепке, кроме того, сжигала и теребила душу - в большей степени отдельная логическая единица и лучше, мне кажется, ограничиться запятой, а не соединительным союзом и. А самое главное - вся макаронина этого и предыдущего предложения - банальна.

     Задумка и конструкция этого наброска хороши, замечания - показывают мое видение того, как Вы эту задумку реализовали. Надо всем надо тщательно работать, чтобы для читателя всё получалась хорошо и просто.

     Не претендуя на глубокую прозу, можно сделать целую цепочку таких набросок-зарисовок, своего рода эмоциональный дневник, который, при высоте изложения, может оказаться довольно интересным.
      Не расстраивайтесь замечаниями. Будьте полны спортивной злости.
         С самыми добрыми пожеланиями, Геннадий.

=========================================================================

  5 сентября 2002г.

   Добрый день, [Автор]!

    Отвечаю на Ваши вопросы.

Разве, согласитесь, Вы не воспринимаете меня как «максималистку» (отношения «зрелый» (Вы) - «молодой» (Я))?

    - Не раскладывайте мир на “черное” и “белое”, не стройте “баррикады”, и не драматизируйте. Дело не в этом. - Я и читатели, коль скоро они у Вас есть, воспринимают Вас, в первую очередь, как автора, и хотят, чтобы он был для них интересен. Я, как человек связанный с тем,  что происходит “за экраном”, могу отчасти понять ситуацию, но читатель в это не вдумывается, его интересует само представление, а не то, каким пóтом обливался режиссер и актеры, делая спектакль, и обстоятельства при которых все это происходило. Кроме всего, означенная проблема “сверлит”, в основном, только в Вашей голове как автора, читатель на ней не сосредотачивается, если лично не связан. Если же Вы считаете проблему важной, то, силой своего литературного мастерства, заставьте читателя поверить в это. Не отрицая правды жизни (о которой говорите Вы), не надо отрицать правду искусства, которая заключается не только в выборе темы, но и в углах ее рассмотрения, “изобразительном таланте передать все, что я задумала” - как сами отмечаете. Иначе это навязывание своих фикс-идей посторонним, далеким от Вас людям.

    Еще у меня к Вам вопрос о читателе. Насколько необходимо ему угождать и говорить понятно и доступно? Возникает ли здесь дилемма массовости, «народности» и «литературы для себя» или это, на Ваш взгляд, лишь вопрос «незрелости» в способах выражения, литературного неумения?

    - Никому и ни в чем не надо угождать. Угождая, человек сразу теряет свое лицо (если оно у него имелось). “Надо”, чтобы все выливалось естественно. Силе, мастерству этой естественности надо учиться. Если, в конечном итоге, не получается, - не стоит писать, или же ограничиться узким кругом близких людей, для которых всё будет понятно, интересно и трогательно. Суть писательства - собственные проблемы и видение сделать созвучными внутреннему состоянию других людей. Иными словами, писатель начинает писать для самого себя, из-за внутренней потребности делать это, а так как он Писатель, сделанное им получается интересным для множества других людей.
    Посмотрите, если желаете, В помощь начинающим авторам (№5 РГ). Может это в чем-то поможет.
       Успехов Вам.  Геннадий Меш.

                                                                                                                    ©Г.Меш

                    Об авторе и публикации в Тематическом Указателе в разделах "Редактор-Автор", О Журнале

                 НАЧАЛО                                                                                                                                                                                               ВОЗВРАТ